Черная полоса российской экономики

«Встречаются два приятеля, один другого спрашивает, ну, мол, как дела? — Тот отвечает, что жизнь в полоску и вот сейчас у него черная полоса. Проходит какое-то время, снова встречаются, снова — ну, как дела теперь? — Да, черная полоса! — Как же так, ведь в прошлый раз была черная. — Как выяснилось, в прошлый раз это была белая…» — Владимир Путин на пресс-конференции с журналистами 18 декабря.

И действительно, первые дни нового 2016 года стали очень «черными». Произошедший обвал шанхайской биржи и последовавший за ним обвал нефтяных котировок привел к очередному падению цены на «черное золото». Наш Urals, например, некоторое время вообще балансировал в ценовой отметке 29$ за баррель. Американский банк Morgan Stanley тем временем дал прогноз об обрушении цен на нефть до 20 долларов за баррель. Владимир Путин в недавнем интервью немецкому изданию Bild говорит, что не все так плохо, а низкие цены на нефть вместе с санкциями позволили оздоровить нашу стагнирующую экономику и дать ей подъем, несмотря на падение ВВП в прошлом году на 3,8 процента, спад промпроизводства на 3,3 процента и уровень инфляции в 12,7 процента.

[wpdevart_youtube]https://youtu.be/4i7NCzATR_k[/wpdevart_youtube]

«Когда цены на нефть высокие, нам очень трудно удержаться от использования нефтяных доходов на текущие расходы. И у нас ненефтегазовый дефицит вырос, на мой взгляд, до очень опасной черты. Теперь мы вынуждены его понижать. И это оздоровляет» — уверен Путин.

be2604046_2632757

Карикатура: Алексей Меринов

Но официальные это одно, а суровая реальность — иное. Согласно прогнозу американского агенства Bloomberg, российская экономика в 2016 году окажется в числе худших – ей предсказывают сокращение на 0,5%. В рейтинге из 93 стран мира мы оказались на четвертом месте снизу. В этом отношении Россию «опередили» только Венесуэла, Бразилия и Греция. По мнению экспертов, для России высокий риск рецессии сохранится в течение года, но начнет уменьшаться с сентября, оставшись к концу года на уровне выше 60%. Среднегодовой риск составит 65%. В числе экономических «неудачников» также оказались благополучные Швейцария и Финляндия, от которых ждут хоть и вялого, но роста.

Пока для России такой сценарий выглядит весьма печальным. Скорее всего, правительству придется пересматривать бюджет уже по итогам первого квартала, если падение нефтяных котировок продолжится. И все, что можно сделать — это сокращать все неэффективные расходы. А остановить это падение, все труднее и труднее. Труднее — потому, что ВВП кормится прежде всего двумя основными продуктами: инвестициями и спросом населения. А оба этих фактора уже упали ниже плинтуса. Вложения в экономику – самые низкие за всю историю России, потребительская активность также. Если в предыдущий кризис в 2009 году ситуацию взбодрили резким повышением пенсий сразу на 45%, и это поддержало ежедневный спрос, то сейчас даже с пенсионной индексацией толком ничего не понятно. Обещают пока только 4% 1 февраля. А потом посмотрят по ситуации. В результате получается замкнутый круг. Зарплаты не повышаются, а наоборот, сокращаются или остаются на прежнем уровне. В октябре заработная плата упала по отношению к прошлому году на 11 процентов. Цены же стремительно растут – за последний год примерно на 50%. Особенно тяжелая ситуация складывается в ЖКХ: с 1 июля цены только на электричество могут возрасти от 7-до 15%, а ведь есть еще газ, вода, обслуживание территории и прочее.

2b3944159_3964252

Карикатура: Алексей Меринов

Не лучше дела складываются и в потребительском секторе – торговля, промышленность и сельское хозяйство загнивают.  Недавний бум по скупке автомобилей, бытовой электроники в надежде спасти накопления прошел, наступила полная стагнация. Авторынок уже завис на около-нулевых процентах, граждане предпочитают оставлять у себя хоть какие-то возможные накопления, на «черный день». Что же ждет нас сейчас?

Большинство экспертов склоняются к мнению: Россия находится на грани мощнейшего экономического кризиса, который побьет все антирекорды 1998 и 2008-2009 годов. В результате дефицит бюджета может составить не 3% ВВП, а все 6%, а то и больше. Федеральный бюджет придется в очередной раз секвестировать и резать по живому: сокращать социальные и военные расходы. Обратить ситуацию в положительное русло может только одно — если нефтяные котировки развернутся и вырастут хотя бы до $50 не в IV квартале, как того прогнозируют эксперты, а в I квартале этого года. Впрочем, надежд на это, судя по анализу нефтяного рынка, крайне немного.

Автор: Уваров Иван