Пожалуй, наиболее представительное собрание после Генассамблеи ООН сконцентрировало в Париже представителей 147 государств. Известно, что саммит продлится до 11 декабря, в течение этого времени лидеры стран должны прийти к наилучшему решению проблемы с глобальным потеплением, однако стала ли тема природного катаклизма главной? Как ни парадоксально, но страхи Франсуа Олланда стали реальностью: терроризм и вопросы о Сирии и Украине всё же украли как минимум первый день саммита.
Рассуждая более метафорично, можно сказать, что климатический саммит вполне может быть заострён и на политике – накал отношений между Россией и Турцией предвещает непростую для жителей ближнего востока «бурю» из экономических и информационных атак. Постоянное повышение температуры в своих заявлениях, которые опрометчиво сделал президент, способно привести Турцию в «черный список» стран, с которыми Россия поддерживает особые отношения, если их можно таковыми назвать. Несмотря на неоднократное желание президента Турции Реджепа Эрдогана провести беседу с российским президентом, ситуацию уже не изменить: «буря» оставила в воздухе слишком много пыли и грязи, чтобы можно было спокойно любоваться чистым небом вместе.
Именно вопрос чистого неба в его политическом смысле волнует основных «звёзд» саммита в Париже, хоть и некоторые заявления, касающиеся экологии, были сделаны. Как сообщает РБК, «российский президент в своем выступлении рассказал о том, что благодаря усилиям России удалось на год замедлить потепление климата и высказался в поддержку заключения всеобъемлющего и юридически обязательного для исполнения соглашения».
Использование саммита как площадки для обсуждения Сирии и Украины было весьма очевидным, особенно в свете последних событий, в которых участвуют российские бомбардировщики и турецкие истребители — именно эту тему, вероятнее всего, Владимир Путин и поднял в недолгом 20-минутном разговоре с президентом США Бараком Обамой. Кстати говоря, это уже вторая встреча американского и российского президентов за неделю, которая пока что не превысила лимита в 20 минут. В своём выступлении Обама ясно дал понять, что несмотря на общие цели по борьбе с «Исламским государством», Вашингтон не готов координировать свои действия с Кремлем по той причине, что российские бомбардировщики наносят удары по вооружённой сирийской оппозиции. Такую «оппозицию» совсем недавно президент Сирии Башар Асад назвал террористами, с чем трудно поспорить. В своём выступлении президент США также не забыл, где он находится, и затронул тему природного климата, а не политического: «Мы обязательно сможем выполнить наши обязательства». Он также выразил надежду на то, что цели, установленные саммитом, будут стимулировать инновационную экономику, как сообщает РИА.
Раз уж речь зашла о политическом климате, то нельзя не заметить и попутного ветра для России – Южная Корея. Лидер Южной Кореи Пак Кан Хе выразила свои соболезнования по поводу недавнего ряда трагедий, после чего оба лидера приступили к обсуждению экономических связей, которые, по словам Владимира Путина, «неплохо развиваются», а затем и к ситуации с ядерным оружием, которого быть на Корейском полуострове не должно, как заявила госпожа Пак.
Продержит ли климатический саммит всё тот же политизированный характер до 11 декабря? Это зависит от развития событий на ближнем востоке, в противном случае саммит сможет спокойно перейти в свою стезю, а политика вновь сотворит свои тёмные и светлые дела «за кулисами».
Глеб Фомин