28 ноября Владимир Путин подписывает указ о «Мерах по обеспечению национальной безопасности и о применении специальных экономических мер в отношении Турции». Говоря простым, потребительским языком – мы вводим торговые санкции по отношению к Турции. За несколько дней до этого Ростуризм закрывает продажу туров в Турцию, настоятельно «рекомендуя российским туроператорам, турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турецкую Республику, в том числе и через третьи страны». Аналогичный запрет был введен по отношению к Египту после крушения «Аэробуса». Оба этих направления являются чрезвычайно популярными у наших соотечественников, так что предугадать финансовые потери от этого запрета не так уж сложно.
Помидоров не будет?
Но не только на ниве туризма разгорелся пожар запретов. Под санкции попали и продукты питания. 1 декабря правительство России выпускает постановление о запрете поставок в Россию 17 видов продукции. Не отстает и Роспотребнадзор, «внезапно» находя нарушения в 100 тоннах курятины из Турции и заводя свою привычную «шарманку» о нарушениях ветеринарных требований. Но если курятина приходила малыми партиями и с лихвой может быть замещена нашими производителями, то с другими продуктами дела обстоят не так хорошо. В особенности с помидорами.
В 2015 году из Турции в Россию было поставлено 292,8 тыс. тонн томатов на $281,1 млн. Как следует из данных ФТС, запрещая помидоры из Турции, правительство идет на радикальные меры: на долю Турции приходится почти 53% от всего импорта томатов в Россию в денежном выражении и 54% — в натуральном. Запрет турецких помидоров — самая критичная для российских потребителей мера, на которую решилось правительство. Практически 70% российского рынка томатов составляет импорт. Зимой многие российские тепличные хозяйства практически ничего не производят из-за стоимости электричества Заменить турецкие помидоры сложно, потому что уже ушли основные европейские поставщики. Ретейлеры обещают найти замену, но быстро это сделать просто невозможно. В качестве альтернативы остаются производители из Китая и Марокко, но вряд ли они смогут целиком закрыть спрос, да и ценник будет отнюдь не дешевый.
Попали под «раздачу» и цитрусовые, клубника (крупнейшим импортером которой также являлась Турция), абрикосы, виноград, рыба, некоторые овощи, а также пряности. Естественно, что все это ударит по кошелькам простых россиян, вызвав очередной рост уже итак не гуманных цен в магазинах.
Не хлебом единым…
Под запрет попала и деятельность турецких предприятий, 14 из которых имеют свои сборочные мощности в нашей стране. В частности эти предприятия производят автомобильные запчасти и компоненты, подавляющая часть которых идет на наши автомобильные заводы. Это и сидения (Martur в Ульяновске, Nobel Automotive в Тольятти, Pilot в Серпухове, Persa в Краснодарском крае), стекла (Trakya Otocam в Татарстане), карданные валы (Tirsan Kardan в Набережных Челнах), стальные трубы (Bant Boru в Нижнем Новгороде, Kalibre Boru в Тольятти). Подавляющая часть продукции этих предприятий ориентирована на наш рынок, переориентироваться они смогут, но на это опять необходимо время. Естественно, это ударит как по рабочим этих предприятий, так и по конечному потребителю, который в очередной раз проголосует своим кошельком.
Пострадают и строительные компании. Например, турецкая компания «Ренессанс Констракшн» участвует в строительства башни «Федерация» в «Москва-Сити» и возводит еще несколько небоскребов в столице. На ее счету также строительство крупнейших ТРЦ — «Галерея» в Санкт-Петербурге, «Авиапарк» и Columbus в Москве. Компания Enka возводила целый ряд крупных промышленных объектов, в том числе заводы Toyota и General Motors в Санкт-Петербурге. А недавно заявила о планах строительства 633 тысяч квадратных метров жилья в московском районе Нижегородский. Этот проект должен был стать первым для компании на российском рынке жилой недвижимости. Теперь, судя по всему, эти объекты достанутся другим застройщикам. Скорее всего, отечественным. Но естественно, что это создаст целый ворох документальных проблем и ударит по итак страдающей российской экономике.
Что в итоге?
А в итоге мы пока не знаем, сколько именно продлятся введенные экономические ограничения. И как долго они будут бить по кошелькам простых граждан. Заместить все, что поставлялось естественно можно, но на это нужно время, деньги, а главное желание наладить внутреннее производство. Нынешняя российская экономика, итак пребывающая в не самом лучшем состоянии пока же будет терпеть убытки. При этом и для российских граждан введенные санкции могут оказаться чувствительными. Интересно, что Турция отказалась вводить санкции против России, рассчитывая, видимо, сохранить хоть какие-то добрососедские отношения, хотя скорее просто не желая получить еще больше экономических убытков. Простым же гражданам можно лишь посочувствовать, ведь в первую очередь от введенных экономических ограничений пострадают они.
Иван Уваров