Уйдёт ли российский Яндекс из Турции?

После инцидента с российским СУ-24 и ухудшения отношений с Турцией, российские власти практически заморозили двухсторонние отношения. Правительство РФ ввело ограничения для компаний из Турецкой Республики. И хотя официально Анкара заявила об отсутствии ответных мер, эксперты уверены – российским компаниям в Турции придётся не сладко.

Среди российских компаний, которые работают в Турции, и интернет поисковик Яндекс. Причём, для компании Республика является одной из приоритетных стран. Или всё-таки являлась? Изменит ли свои приоритеты компания или уйдёт из страны?

Яндекс открыл офис в Стамбуле в 2011 году. Тогда представители компании отмечали, что разработали для турецкого языка специальный алгоритм поиска и максимально локализовали другие сервисы Почту, Новости, Перевод и другие.

0_1d_814206e2_L «Мы впервые запустили Яндекс в стране, где вообще не говорят по-русски, — отмечал тогда генеральный директор Яндекса Аркадий Волож. – Мы рассматривали рынки, где хорошо развит интернет, число пользователей быстро растет, есть много контента на местном языке. В результате выбрали Турцию. Мы не просто локализовали свои сервисы в этой стране, а сделали совершенно новый продукт – специально для турецких пользователей».

Де факто, Яндекс в Турции является подразделением зарегистрированной в Нидерландах в 2004 году головной компании холдинга Yandex N.V. Её акции торгуются на бирже в Нью-Йорке, а следовательно любые действия компании сказываются на её капитализации. От российского в турецком Яндексе только имидж. А имидж, как и бренд, можно и поменять, главное сохранить прибыль.

С прибыльностью бизнеса Яндекса в Турции проблемы были и до инцидента на границе. Поисковик вошёл в десятку самых популярных сайтов в Турции, но по процентному охвату значительно проигрывает американскому Google. За четыре года амбициозным планам компании о экспансии 30% турецкого рынка, так и не суждено было стать реальностью. В первый год охват составил только скудные 0,5%, в 2013-ом – около 2%, в 2014 – около 4%.

screen.shot.2015.10.09.at.21.21.24.cr

Турецкий рынок достаточно дорого обходится Яндексу. Ещё год назад представители компании отмечали, что аудитория поисковика снизилась на полпроцента после отказа от дорогих каналов распространения. Но менеджмент Яндекса не отказался от попыток увеличить свою аудиторию в Турции.

В марте 2015 года Яндекс договорился с американской Mozilla Corporation о том, что в ее браузере Firefox в Турции будет стоять по умолчанию российский поиск. Сразу несколько источников отметили значительный рост аудитории поисковика в октябре этого года. Почти в два раза. Эксперты объясняют произошедшее имиджевым ходом компании – Яндекс в августе стал титульным спонсором местной футбольной команды «Фенербахче».

944406ecb207-original
С учётом договоренности с Microsoft о встроенном в Windows 10 поиске Яндекса в Турции у компании были реальные шансы достичь уже в следующем году доли 10% от турецкого рынка поискового трафика. Об этом заявляли сами представители компании в ответ на предположения экспертов об уходе из Турции.

После ограничений против Турции юристы Яндекса пока не объяснили инвесторам последствия решения Правительства РФ для компании. Однако аналогичная ситуация у компании была в марте 2014 года после воссоединения Крыма с Россией. Тогда гендиректор Яндекса Аркадий Волож признавал: «Мы очень чувствительны к любым макрорискам, особенно политическим». Яндексу пришлось предупредить своих инвесторов о потенциальных проблемах из-за украинских событий и непредсказуемой политики государства. Яндекс объяснил тогда, что санкции также могут затруднить работу «Яндекса» с зарубежными дочерними и материнской компаниями.

Можно предположить, что Яндекс не уйдёт из Турции, но с имиджем российского поисковика придётся распрощаться точно.